Доллар бежит к новым ошибкам. Обзор от 28.01.2022
Не станет ли ФРС, агрессивно ужесточая денежно-кредитную политику, на старые грабли?
Зачем копаться в старых ошибках, когда впереди столько новых?
Джером Пауэлл выстрелил из стартового пистолета и запустил большую регату монетарной рестрикции. На неделе к 4 февраля сразу полдюжины центробанков, включая Банк Англии намерены повысить ставки. Некоторые, во главе с ЕЦБ, продолжают плыть против течения, способствуя ослаблению собственных денежных единиц. Старт же гонки стал весьма благоприятным для американской валюты. Она снова пользуется популярностью, будто сыграла очередную свадьбу:
— Вчера второй раз вышла замуж.
— Ну и как?
— Теперь я снова красавица, умница и хорошо готовлю.
Нынешний цикл ужесточения денежно-кредитной политики будет сильно отличаться от предыдущих. Несмотря на обвал на рынке акций, рост доходности облигаций и опасения, что высокие процентные ставки притормозят расширение ВВП, Джером Пауэлл не моргнул глазом. Он ушел от ответов на вопросы о повышении ставки по федеральным фондам сразу на 50 б.п на мартовском заседании и о том, что затраты по займам могут расти на каждой встрече FOMC, чего не случалось с 2006. Председатель ФРС вел себя как аист, который вот-вот принесет Америке нового ребенка – более высокие ставки.
— Папа, а что приносят аисты?
— Хаос и разрушения, сынок…
О том, что на рынки пришел хаос, можно было догадаться уже 24 января. Никогда в истории индекс Доу-Джонса не восстанавливался в течение одной торговой сессии, если сначала падал на 1000 пунктов и более. После 4-5% проседания фондовые индексы закрылись в зеленой зоне, однако коррекция на этом не закончилась. По данным Bespoke Investment Group, понедельник оказался всего шестым днем в истории, когда Nasdaq Composite упал на 4% и более, а затем сумел восстановиться. Когда это происходило ранее, средние потери индекса высокотехнологических компаний составили 5,5% через месяц и 7,9% через три. Если кто-то считает подобного рода акции никчемными, то может найти в их падении повод для радости:
— Даже люди, которые абсолютно ничего не умеют, могут приносить вам радость. Например, если столкнуть их с лестницы…
«Ястребиная» риторика Джерома Пауэлла и обвал американских фондовых индексов вдохнули новую жизнь в доллар США. Его сторонники открывают шампанское, а противники кричат, что ФРС допустила политическую ошибку. В конечном итоге инфляция замедлится сама по себе, а чрезмерно высокие ставки задушат экономический рост. Неужели нельзя было посмотреть на печальный опыт своих предшественников или других центробанков, которые пытались бороться с высокой инфляцией, вызванной шоком предложения? Впрочем, зачем копаться в старых ошибках, когда впереди столько новых?
Безусловно, Федрезерв ужесточением денежно-кредитной политики не устранит проблемы в цепочках поставок, но замедлить спрос он в состоянии. Джером Пауэлл может столько же эффективно бороться с перегревом экономики в свой второй срок, как сражался с рецессией в течение своих первых четырех лет нахождения у власти. Даже если для этого придется разорвать отношения с финансовыми рынками. ФРС вновь становится для них гордой и неприступной девушкой, к которой боишься подойти:
— Я очень скромный и поэтому стесняюсь подойти к девушке…
— А ты напейся и подползи!